«Технология работы с оценочными листами по русскому языку» В первые дни сентября проводятся стартовые работы. Стартовая работа позволяет оценить готовность ученика к продолжению изучения предмета. В проверочной работе представлены задания на «актуальные знания и умения» и опережающие задания (на «разрыв»), которые лежат в «зоне ближайших знаний и умений» предстоящего учебного года. К каждой стартовой работе составляется оценочный лист. План работы с оценочными листами включает в себя ряд последовательных этапов (Таблица 1). Этапы работы с оценочными листами
1 этап. Цель использования оценочного листа: самоанализ стартовой работы Действия обучающихся:
В процессе выполнения проверочной работы учащиеся выбирают только те задания, которые могут решить. Задания, которые у детей вызывают трудность, они отмечают знаком вопроса, тем самым выделяют границу между «знаниями» и «незнаниями» - это проявление учебной грамотности.
Важно отметить, что оценку за работу выставляет сначала сам ученик. Результаты оценки своей работы по каждому критерию фиксируются в специальной графе «Оценка учащегося» с помощью знаков «+» «-». При проверке работ учащихся учителем, он оценивает каждого ученика по тем же критериям и тем же способом, что и сам учащийся, с целью определения адекватности самооценки. Для коррекции педагогических задач учитель должен зафиксировать следующие результаты стартовой проверочной работы:
Соотнесение собственной и учительской оценок, фиксация в графе «Мои трудности и ошибки» бланка стартовой работы по каждому умению. Относительно этих проблем и строится самостоятельная работа дома. Если в графе конкретного умения стоит знак «+ -» или «-», то это значит, что ребенку необходимо поработать дополнительно с заданиями на отработку данного умения; если же работа выполнена полностью и во всех графах стоит знак «+», то это значит, что у ребенка нет никаких проблем, и он может (по его желанию) поработать с карточками 3 уровня для расширения своих возможностей по предмету. По итогам анализа оценочных листов на первом этапе, число совпадений оценок с учителем - 52 %, расхождений 48%. Эти цифры показывают, что самооценка учащихся не достаточно адекватна, поэтому в течение учебного года необходимо поставить задачу по развитию навыков самооценки обучающихся. 2 этап. Цель: планирование дальнейших действий по ликвидации трудностей. Действия обучающихся:
Примечание. Лист планирования составляется индивидуально. Обучающиеся выбирают задания по уровню трудности и распределяют по датам таким образом, чтобы успеть ликвидировать пробелы в знаниях к определённому установленному сроку. 2) Составление графика выполнения заданий по ликвидации трудностей при выполнении итоговой работы. Каждый ребенок видит тот объем работы, который он должен будет выполнить в ближайшие 1-2 недели. Дети вклеивают оценочные листы в свои тетради для самостоятельной работы. 3) Выполнение самостоятельной работы по намеченному плану (по необходимости использование права на индивидуальную консультацию педагога (по запросу). 3 этап. Цель: реализация запланированного действия. Действия обучающихся:
Следующий этап контрольно-оценочной деятельности учащихся – рефлексивная фаза учебного года, которая является необходимой составляющей всего учебного процесса. Цель использования оценочных листов: соотнесение результатов стартовой и итоговой работ, определение выполнения поставленных в начале года задач и установления причин. Проведение работы имеет ряд последовательных этапов (Таблица 3).
1 этап. Цель оценочного листа: проверка предметного результата и выявление адекватной самооценки обучающихся. Действия обучающихся: 1) Учащиеся имеют право выбора заданий, соответствующих разным уровням усвоения знаний, рефлексивного и творческого характера. 2) Выполнение итоговой работы (проводится по той же схеме, что и стартовая работа). 3) Самооценивание работы по критериям и оценивание учителем. 4) Соотнесение собственной и учительской оценок. Примечание: число совпадений оценок с учителем -74%, расхождений 26%, что говорит о повышении уровня развития самооценки обучающихся. 2 этап. Цель: самооценка и коррекция трудностей. Действия обучающихся:
3 этап. Цель: публичная демонстрация успехов и достижений за прошедший учебный год. Действия обучающихся: 1) Подготовка результата самостоятельной работы на внешнюю оценку (презентация и выбор заданий самостоятельной работы для оценки учителем). 2) Предъявление результата самостоятельной работы на внешнюю оценку. 3) Заполнение оценочного листа по результатам презентации (Таблица 4).
2- полностью соответствует критерию Использование оценочных инструментов может привести к следующим образовательным результатам:
Данный опыт работы по русскому языку может быть перенесён и на другие учебные предметы. В частности, можно его использовать для коррекции умений на разных фазах учебного года, как на старте, так и во время решения учебных задач. Оценочные листы могут применяться в 3-4-х классах. Примеры заполненных оценочных листов
| |
| |
Просмотров: 134 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
0
| |