«Технология работы с оценочными листами по русскому языку»

«Технология работы с оценочными листами по русскому языку»

      В первые дни сентября проводятся стартовые работы. Стартовая работа позволяет оценить готовность ученика к продолжению изучения предмета. В проверочной работе представлены задания на «актуальные знания и умения» и   опережающие задания (на «разрыв»), которые лежат в «зоне ближайших знаний и умений» предстоящего учебного года.

К каждой  стартовой работе составляется  оценочный лист. План  работы с оценочными  листами включает в себя  ряд последовательных этапов (Таблица 1).

  Этапы работы с оценочными листами

1 этап.

Цель использования  оценочного листа:  самоанализ стартовой работы

Действия обучающихся:

  1. Выработка критериев оценки каждого задания, вошедшего в стартовую проверочную работу.  Эти критерии фиксируются в специальной графе бланка стартовой работы.

В процессе выполнения  проверочной работы учащиеся выбирают только те задания, которые могут решить. Задания, которые у детей вызывают трудность, они отмечают знаком вопроса, тем самым выделяют границу между «знаниями» и «незнаниями» - это проявление учебной грамотности.

  1. Самооценивание  работы  по критериям и оценивание учителем.

Важно отметить, что оценку за работу выставляет сначала сам ученик. Результаты оценки своей работы по каждому критерию фиксируются в специальной графе «Оценка учащегося» с помощью знаков «+» «-».

При проверке работ учащихся  учителем, он оценивает каждого ученика по тем же критериям и тем же способом, что и сам учащийся, с целью определения адекватности самооценки.

            Для коррекции педагогических задач учитель должен зафиксировать следующие результаты стартовой проверочной работы:

  • актуальный уровень знаний, умений и способов действия учащихся, необходимых для дальнейшей работы с учебным материалом учебного года;
  •  количество заданий, выбранных учащимися и уровень их выполнения;
  •  определение границ «знание - незнание» учащимся;
  • способность браться за задачи, которые выходят за пределы известных ему способов действия.
  1. Анализ результатов выполнения стартовой проверочной работы.

Соотнесение  собственной  и учительской оценок, фиксация в графе «Мои трудности и ошибки» бланка стартовой работы по каждому умению. Относительно этих проблем и строится самостоятельная работа дома. Если в графе конкретного умения стоит знак «+ -» или «-», то это значит, что ребенку необходимо поработать дополнительно с заданиями на отработку данного умения; если же работа выполнена полностью и во всех графах стоит знак «+», то это значит, что у ребенка нет никаких проблем, и он может (по его желанию) поработать с карточками 3 уровня для расширения своих возможностей по предмету.

По итогам анализа оценочных листов на первом этапе, число совпадений оценок  с учителем -  52 %,  расхождений  48%. Эти цифры показывают, что самооценка учащихся не достаточно адекватна, поэтому в течение учебного года необходимо поставить задачу по развитию навыков самооценки обучающихся.

 2 этап.

Цель: планирование  дальнейших действий по ликвидации трудностей.

Действия обучающихся:

  1. Составление  листа  анализа и планирования (Таблица 2).

 Примечание. Лист планирования составляется индивидуально.  Обучающиеся выбирают задания по уровню трудности  и распределяют по датам таким образом, чтобы  успеть ликвидировать  пробелы в знаниях к определённому установленному сроку.

2) Составление  графика выполнения заданий по ликвидации трудностей при выполнении итоговой работы. Каждый ребенок видит тот объем работы, который он должен будет выполнить в ближайшие 1-2 недели. Дети вклеивают оценочные листы в свои тетради для самостоятельной  работы.

3) Выполнение самостоятельной работы по намеченному плану  (по необходимости использование  права  на индивидуальную консультацию педагога (по запросу).

3 этап.

Цель: реализация  запланированного действия.

Действия обучающихся:

  1. Подготовка результата самостоятельной работы на внешнюю оценку (презентация  и выбор заданий самостоятельной работы для оценки учителем).
  2. Предъявление  результата самостоятельной работы на внешнюю оценку. Выявленные трудности, проблемы, «разрывы» в знаниях и способах действия отображаются в тетрадях «Мои достижения».
  3. Разработка критериев и заполнение оценочного листа по результатам  презентации.

Следующий этап контрольно-оценочной деятельности учащихся – рефлексивная фаза учебного года, которая является необходимой составляющей всего учебного процесса.

Цель использования оценочных  листов:  соотнесение результатов стартовой и итоговой работ, определение выполнения поставленных в начале года задач и установления причин.

Проведение работы имеет ряд последовательных этапов (Таблица 3).

1 этап.

Цель оценочного листа:  проверка предметного результата  и выявление  адекватной самооценки  обучающихся.

Действия обучающихся:

1) Учащиеся имеют право выбора заданий, соответствующих разным уровням усвоения  знаний, рефлексивного и творческого характера.

2) Выполнение итоговой работы (проводится по той же схеме, что и стартовая работа).

3) Самооценивание  работы  по критериям и оценивание учителем.

4) Соотнесение  собственной  и учительской оценок.

Примечание: число совпадений оценок  с учителем -74%, расхождений 26%, что говорит о повышении уровня развития самооценки обучающихся.

2 этап.

Цель: самооценка и коррекция трудностей.

Действия обучающихся:

  1. Анализ знания и незнания  предметных  умений.
  2. Прослеживание путей, способов действий, которые помогли им решить поставленные задачи.
  3. Фиксация  проблемных «точек», оставшихся у каждого обучающегося.

 3 этап.

Цель: публичная демонстрация успехов и достижений за прошедший учебный год.

Действия обучающихся:

1) Подготовка результата самостоятельной работы на внешнюю оценку (презентация  и выбор заданий самостоятельной работы для оценки учителем).

2) Предъявление  результата самостоятельной работы на внешнюю оценку.

3) Заполнение оценочного листа по результатам  презентации (Таблица 4).

  1. не соответствует критерию
  2. частично соответствует критерию

2- полностью соответствует критерию

Использование оценочных инструментов может привести к следующим образовательным результатам:

  • умение планировать  самостоятельную работу, рационально распределяя время на её выполнение;
  • умение составлять индивидуальный маршрут по определению дефицитов в знаниях;
  •  умение оформлять  и предъявлять на внешнюю оценку свои достижения, формулируя дальнейшие шаги над оставшимися  проблемами;
  • умение регулировать  процесс учения без помощи взрослого.

Данный опыт работы по русскому языку может быть перенесён и на другие учебные предметы. В частности, можно его использовать для коррекции умений на разных фазах учебного года, как на старте, так  и  во время  решения учебных задач. Оценочные листы могут применяться в 3-4-х классах.

Примеры заполненных оценочных листов

      

 

Категория: Мои статьи | Добавил: nloskutova71 (13.05.2020)
Просмотров: 134 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 nloskutova71 • 21:39, 14.05.2020
№   Критерии,  тематика Оценка Варианты заданий  для ликвидации проблем и трудностей моя учителя 1. Работа с текстом 1 Составление текста.       1 Оглавление текста.       2 Исправление  ошибок в тексте.       3 Составление рассуждения.       2.  Проверка известных орфограмм 4 Выбирать  способ проверки.       6 Проверка по словарю.       7 Проверка с помощью родственных слов.       3. Русский язык как наука 5 Запись текста под диктовку       4. Моделирование 8 Выбор слова, называющие признаки, которые соответствуют схеме       9 Выделение в схемах слов звуков слабой позиции и составление  к ним  схемы проверочного слова.       10 Примеры к схемам.

avatar
Вход на сайт
Мой класс
Банк заданий
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 29
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title