Межпредметная проектная задача (математика, технология) «Украсим ёлочку»

Межпредметная проектная задача (математика, технология) «Украсим ёлочку»

Технология: проектная задача.

Вид задачи: межпредметная (математика, технология).

Название проектной задачи: «Украсим ёлочку».

Разработана на основе интегрирования тем по математике «Единицы измерения и их использование»  и технологии «Изготовление новогодних украшений».

Сверхзадача: создание условий для социализации обучающихся средствами математического образования на основе практических действий обучающихся.

Цель деятельности педагога: создать условия для применения математических знаний на практике и в конкретных жизненных ситуациях.

Задачи деятельности педагога:

  • создать проблемную ситуацию, которая должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации;
  • создать условия для реализации решения проблемы (актуализировать понимание необходимости применения математических знаний  в конкретных жизненных ситуациях);
  • создать условия для применения математических знаний на практике, рефлексии способов деятельности в процессе  собственной деятельности и деятельности группы.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • присвоение учеником общих и обобщенных способов действий при измерении величин в  решении учебно-практических задач; 
  • способность производить измерение (и отмеривание) различных величин, понимать и записывать результаты в форме числа как кратного отношения величин.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

  • организовывать сотрудничество и совместную деятельность;
  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • развивать навыки сотрудничества и саморефлексию причин успешности/неуспешности в своей учебной деятельности.

Познавательные УУД:

  • формировать умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебно-практических задач;
  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебно-практической задачи.

Регулятивные УУД:

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность в решение учебно-практической задачи;
  • формирование умение принимать решение и осуществлять осознанный выбор в учебной деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Личностные:

  • формирование понимания значения математических знаний в собственной жизни.

Пролог проектной задачи

Проектная задача – это система действий (заданий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального продукта.[1]

Каждая проектная задача направлена на комплексное формирование универсальных учебных действий: учебное сотрудничество, целеполагание и планирование действий, презентация результатов работы. Предметные знания становятся лишь средством для  выполнения задачи. Задача предполагает применение математических знаний (величины) на практике и в конкретных жизненных ситуациях (изготовление ёлочной игрушки, используя разные  виды материалов)

В ходе и по итогам решения задачи обучающиеся смогут сделать собственный рефлексивный вывод: каких знаний и действий было достаточно/не хватило, чтобы достичь цели?

Решение проектной задачи «Украсим ёлочку» предполагалось в течение нескольких занятий (в разные дни). Было принято решение задействовать урочную и внеурочную деятельность (классный час-1ч, урок технологии-1ч, урок математики-1ч, дополнительное время после уроков (по необходимости группы собирались и решали необходимые им задачи). Данная проектная задача отличается от других тем, что она была составлена не в виде нескольких заданий, которые обучающиеся должны были решить и выйти на «продукт», а составлялась постепенно, исходя из действий детей. Так, в общей сложности, проектная задача была решена за 3 дня.

Ход проектной задачи

День первый

Цель педагога: создать проблемную ситуацию, которая должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации.

1. Знакомство с проектной задачей.

Обращение к учащимся

Дорогие ребята!

Скоро все люди будут праздновать наступление Нового года. Наряжать и украшать всё вокруг. У нас в школе ежегодно проходит конкурс «Самый нарядный класс! Ёлка – самое главное украшение и символ Нового года! Одним из критериев оценивания - украшения должны быть выполнены своими руками. Как вы думаете, что мы можем сделать своими руками?

Комментарий

Учащиеся предложили  варианты украшения класса к Новому году. Одним из предложений было украшение ёлки в классе игрушками собственного изготовления. Это решение поддержали все учащиеся класса. Дети обсуждали, какие могут быть игрушки,   какие материалы и инструменты понадобятся. Дети  выделили 4 вида игрушек: из фетра, бумаги, ниток (пряжи) и солёного теста. Исходя из предпочтений, дети разделились на 4 группы.

 

2. Организация групповой работы. Планирование деятельности группы.

Задание

Разработайте план,  при помощи которого вы сможете достичь цели.  Вы можете воспользоваться «столом-помощником», на котором есть рабочий лист для выполнения задания.

Учащиеся:

Планируют работу и распределяют обязанности внутри группы (в каждой группе дети выбрали лидера, распределили обязанности).

Составляют список необходимых материалов и инструментов для работы.

Комментарий

План, который был разработан детьми:

1) Выполнить расчет материалов  для изготовления одной ёлочной игрушки;

2) Посчитать количество планируемых к изготовлению игрушек

3) Посчитать   денежные средства, необходимые для закупки материалов;

4) Изготовить ёлочные игрушки для украшения ёлочки класса;

5) Представить изделие в классе.

 

Учитель организует «стол-помощник», на котором размещает необходимые материалы и инструменты,  позволяющие эффективно организовать работу по проекту. Учащиеся могут  взять готовую таблицу и  заполнить  названия необходимых материалов для изготовления игрушки и их количество. Приложение 1. Также они могут составить собственный список материалов.

 

Некоторые группы взяли таблицы со «стола-помощника», но заполнили их частично.

Важно отметить, что все дети заполнили графы таблицы, исходя из количества денежных средств на покупку материалов, а не из расчета материалов на одну игрушку. Таким образом, некоторые группы пропустили 1 этап и приступили к выполнению 2 этапа работы.

Далее ребята отправились в магазины. Они изучили цены на необходимые материалы в нескольких торговых точках и приобрели необходимые материалы.

Таким образом, учащиеся пробуют применить знания в жизненной ситуации.

 

3. Рефлексия дня

Основная цель рефлексии - обсудить ход работы, спланировать ход следующего дня.

Комментарий

Учитель не корректирует ход работы, не указывает на ошибки. Учащиеся пробуют сделать это сами.

 

День второй

Цель педагога: создать условия для реализации решения проблемы (актуализировать понимание необходимости применения математических знаний  в конкретных жизненных ситуациях).

1. Практическая работа.

Знакомство с планом работы по изготовлению новогодней игрушки.

Учащиеся работают в группах:

  1. Определяют необходимые инструменты.
  2. Рассчитывают количество необходимых материалов, исходя из формы и размеров  игрушки (проводя измерения и расчёты,  учащиеся выполняли действия с именованными числами).
  3. Изучают технологию изготовления новогодней игрушки (из теста, бумаги, ниток, фетра).
  4. Изготавливают и украшают ёлочную игрушку 
  5. Оценивают качество изделия  по критериям: аккуратность, оригинальность, экономичность, экологичность, нетрудоемкость, соответствие размеру ёлки.
  6. Наряжают ёлку.

Комментарий

На «столе-помощнике» расположены технологические карты для изготовления той или иной игрушки. Учащиеся могут ими воспользоваться. Многие учащиеся самостоятельно подготовили технологические карты.

2. Рефлексия дня.

Основная цель рефлексии - обсудить ход работы, спланировать ход следующего дня.

Комментарий

Учитель не корректирует ход работы, не указывает на ошибки.

На этапе оценивания учащиеся обнаружили, что после работы осталось много неиспользованных материалов.  Решили подготовить  презентацию этапов выполнения работы с использование программы Power Point.

 

День третий

Цель педагога: создать условия для применения математических знаний на практике; рефлексии способов деятельности в процессе  собственной деятельности и деятельности группы.

1. Презентация этапов выполнения работы.

Обращение к учащимся

- Сегодня на уроке нас встречает ёлка украшенная игрушками, сделанными вашими руками. Я представляю вашему вниманию первую  группу выступающих, которая расскажет, как они выполняли поставленную задачу. Предлагаю каждому участнику проекта: оценить знаками -, +  работу каждой группы по критериям в оценочном листе, можете записать свои пожелания и предложения для выступающих (Приложение 3).

 

Комментарий

Приложение 4 составлено из презентаций, которые подготовили  группы. Презентации включали в себя этапы работы (от замысла к воплощению). Дети в каждой группе отметили, что у них остались   материалы, попытались определить причины: не просчитали количество игрушек; сколько материала понадобится на изготовление одной игрушки; приступили к выполнению третьего пункта плана, пропустив первые два.

 

2. Определение  проблемы и постановка цели.

- У всех должны быть заполнены оценочные листы! Я заметила, что в выводах, которые вы сделали, есть что-то общее у каждой группы (Приложение 5).

 

Комментарий

Приложение 5– слайд с выводами демонстрируется на интерактивной доске, учащиеся озвучивают версии.

-Да, ребята, вы заметили, что у всех игрушки получились замечательные! Цель достигнута - украсили ёлку игрушками собственного производства. Но тогда почему осталось много фетра, бумаги, ниток и других материалов?

- Вспомните, каким было задание!

- Как же исправить положение? (посчитать, сколько нужно материалов для одной игрушки).

- Что вам для этого нужно? (образец, оставшиеся материалы).

- Можете их взять на столе помощнике. Если что-то ещё дополнительно понадобится, так же обращайтесь к столу – помощнику.

 

3. Практическая работа.

-Какое задание будете выполнять? (учащиеся ставят вопрос, учитель фиксирует вопрос на доске «Сколько материалов нужно для одной игрушки?»)

Комментарий

Учащиеся в группах выполняют расчёт материалов для одной игрушки. Ребята взвешивают, измеряют, делают расчёты, фиксируют в таблице (Приложение 2). Делают выводы: сколько ещё можно изготовить из оставшихся материалов. Знакомятся со способом вычисления площади прямоугольника, задавая «умные вопросы» учителю, родителям (материал 4 класса).

Представили итоги работы через документ-камеру:

Лидер группы  №2  озвучил результат расчётов:

-На одну игрушку понадобится: 1 лист цветной бумаги, 10 см ленты. Из всего материала мы ещё можем сделать 42 игрушки.

 Лидер группы №3:

-Сначала мы взвесили одну игрушку. Она весит - 39 г..  Потом взвесили белое тесто - 2 кг 240г, потом взвесили красное тесто,  оно весит 2 кг 344 г. Вместе -4 кг 584гр

4 кг 584 кг разделили на 39г,  получилось игрушек -117 шт.!

Лидер группы №4:

-Для одной игрушки понадобится 1 м шерстяной нитки,  6 снежинок, картон шириной 4см, диной - 5см. В мотке было 250м. Мы общую длину узнали из этикетки. 250м вычли, сколько использовали. Получилось остаток 244м. Столько пойдёт на другие - 244 шт.

Лидер группы №1:

 -Фетра для одной игрушки нужно 35 квадратных сантиметров, ниток-120 см, ваты- 28г, бусин-13шт., пуговиц -6 штук. 13 игрушек ещё можно сделать из оставшегося фетра. Это мы нашли площадь и записали в квадратных сантиметрах.

-Эти расчеты  нужны только для  группы или ещё кому-то могут пригодиться? (расчеты могут пригодиться для других детей, которые планируют делать подобную игрушку)

4. Рефлексия по итогам работы.

Цель рефлексии: оценить собственное продвижение, планирование действий.

- Прошу представить результаты заполнения оценочных листов «Критерии представления проекта» (учащиеся представляют результаты оценочного листа).

-Что вы решили с этими остатком сделать? (можно сделать игрушки для другой ёлки, унести в детский сад и украсить ёлку)

-Чему вы научились за время выполнения работы?  (изготавливать игрушки из разных материалов; вычислять площадь; выполнять разные действия с величинами)

Комментарий

Педагогам на открытом уроке предлагалось заполнить лист наблюдения за участниками групп для оценки метапредметных результатов (Приложение 6).

 

[1] А.Б. Воронцов, В.М. Заславский «Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя – М.: Просвещение», 2010, с.47.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: nloskutova71 (13.05.2020)
Просмотров: 175 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Мой класс
Банк заданий
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 29
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title