Методическая разработка урока математики «Решение текстовых задач»
Тема: «Решение текстовых задач»
Тип урока: решение частных задач
Цель деятельности педагога: создание условий для актуализации рефлексивных действий при решении текстовых задач в три, четыре действия.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: уметь решать задачи арифметическим способом в 3,4 действия;
Метапредметные:
Личностные результаты:
- оценивать адекватно свои возможности при решении поставленных учебно-практических задач;
-развивать навыки сотрудничества и саморефлексию причин успешности / неуспешности в своей учебной деятельности.
Познавательные:
-формировать умение решать учебно-практических задачи на основе моделирования и составления схем;
-формирование умения понимать причины успеха/не успеха, строить конструктивные действия.
Регулятивные:
-формирование умения, используя результаты контроля и оценки вносить необходимые коррективы в решение учебно-практической задачи;
-обнаруживать и устранять ошибки путем подбора или придумывания своих заданий;
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Комментарий
|
I
|
Эмоциональный настрой.
|
-Ребята, на протяжении последних уроков вы заполняли оценочную карту.
Посмотрите внимательно в свои карты, посмотрите на таблички на партах.
Займите места.
|
Анализируют свою оценочную карту.
Выбирают группу.
|
На предыдущих уроках, во время решения задач, учащиеся заполняли оценочные карты (приложение №1). Эта работа позволяет учащимся фиксировать состояние индивидуального продвижения.
В кабинете приготовлены места на пять групп. На столах таблички:
1.Могу решить самостоятельно без схемы.
2.Могу самостоятельно составить схему и решить задачу.
3.Требуется помощь в составлении схемы, и тогда решу задачу самостоятельно.
4.Решу задачу, если есть схема.
5.Требуется помощь консультанта
|
II
|
Сообщение темы, цели занятия.
|
Учитель спрашивает учащихся об их выборе группы.
-Ребята, сегодня мы продолжаем работать с задачами.
|
Ребята аргументируют свой выбор.
|
Учащийся выбирает группу в соответствии с фиксацией в его оценочной карте (приложение№1).
|
III
|
Планирование деятельности.
|
- Посмотрите на слайд. Прочитайте.
- Это задача?
- С чего нужно начинать решение задачи?
-Предложите, как можно организовать работу с задачей?
|
Приводят доказательство, что данный текст является задачей.
Озвучивают последовательность работы с задачей.
Предлагают работать с задачей самостоятельно.
|
На основе рефлексивных действий осуществляются следующие шаги: планирование деятельности, детско-взрослое сотрудничество и результат, анализ полученного результата.
|
IV
|
Детско-взрослое сотрудничество.
|
-Вы готовы? Приступаем к решению.
Почему с задачей важно работать самостоятельно?
Координирует работу групп
|
Самостоятельно работают над задачей.
В оставшееся время, учащиеся имеют возможность составить аналогичную задачу.
|
Во время самостоятельного решения задачи, ребята имеют возможность перейти в другую группу.
Предполагаемые причины смены группы:
Выбрал группу «Могу самостоятельно составить схему и решить задачу», но с заданием не справился
Выбрал группу «Требуется помощь консультанта», решил задачу, присоединяется к ребятам, пробует свои силы в составлении аналогичных задач.
|
V
|
Предъявление результатов работы.
|
-Кто готов представить результат свой работы?
Задаёт рефлексивные вопросы после каждого этапа проверки:
- Ты справился с составлением схемы? решением задачи? Почему?
Что тебе могло бы помочь в решении задачи?
Возвращает к оценочной карте.
|
Учащиеся представляют схему к задаче, решение.
Приводят доказательства своего выбора.
Отвечают на вопросы одноклассников.
Соотносят свое решение с представленным образцом, выполняют самооценку.
Предъявляют аналогичные задачи на внешнюю оценку.
|
Учитель внимательно слушает и слышит детей, в определенный момент включает специальные провокационные вопросы, задания-ловушки.
|
VI
|
Рефлексия (анализ полученного результата)
|
Предлагает проанализировать выполненную работу.
Возьмите оценочную карту и проанализируйте, вы справились с работой или нет?
Примите решение, как вы планируете работать с задачей на следующем уроке.
|
Выполняют оценочные суждения, фиксируют индивидуальное продвижение в оценочном листе.
|
Этот этап необходим:
Ученику - для осмысления собственного пути продвижения, планирования дальнейших действий.
Учителю – для определения достижений и проблемных точек каждого ученика.
В завершении обсуждения работы соотносятся результаты фиксации в оценочной карте предыдущего урока и планирование «маршрута» (как я буду работать с задачей) на следующем уроке.
|
|